среда, 30 мая 2012 г.

Сокровища московских улиц и переулков, ч.3

Дом барона Кнопа (Колпачный переулок, 5)



похож на готический замок, какие в Англии строили в XVII веке.


фото отсюда
Здание построено в 1900 году архитектором К.В.Трейманом для барона Андрея Львовича Кнопа, сына Льва Кнопа, уроженца Бремена (настоящее имя Людвиг Иоанн), осевшего в XIX-м веке в России, основателя Торгового Дома "Людвиг Кноп", который занимался поставкой текстильных машин из Англии в Россию.
Немецкие корни владельца здания не могли не отразиться на его архитектурном облике. Крыша выполнена в виде крепостной стены, резные окна и балконы, все это больше напоминает феодальный замок, нежели обычный жилой дом.
После Октябрьской революции особняк перешел к государственным учреждениям. В 1920-х - начале 1930-х годов тут располагалось представительство Украинской ССР, затем - Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР. Затем и по 1991 год - Московский городской комитет ВЛКСМ. Тут проводились приемы ЮКОСа. Сейчас здесь офис компании "Конфаэль".
Источник
Строгий пропускной режим, фасады в видеокамерах и никаких вывесок.


Фото из Альбома «Дом барона Кнопа, 1900 г. арх. К.В.Трейман» mittatiana2011
Кстати, брату барона, Теодору Кнопу, принадлежал в Колпачном переулке следующий дом, №7, переделанный еще для отца в 1869 году архитектором Б.Фрейденбергом.

Дом Морозова (Подсосенский переулок, 21)



фото отсюда

Дом старообрядцев и московских меценатов Морозовых был построен в 1879 г. по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Михаила Чичагова. Фасады отделаны в духе того времени с применением большого количества пышных лепных деталей, в центре по обе стороны парадного входа стоят атланты, поддерживающие балкон. Интерьеры поражают разнообразием и причудливостью, что отличало многие особняки богатого купечества, приобщавшегося к культуре. Все парадные залы отделаны в разных стилях  с применением мрамора, редких сортов дерева, инкрустации. В ряде помещений устроены сводчатые зеркальные плафоны с богатой росписью и лепкой. Интерес представляют помещения, в создании которых принимали участие такие мастера, как Ф. О. Шехтель и М. А. Врубель: готический кабинет с библиотекой на хорах, приемная, будуар в стиле рококо. В особняке шесть лестниц, каждая из которых — произведение искусства. Массивная ограда с воротами в своих деталях повторяет элементы декора главного дома.
Последний владелец усадьбы, Алексей Викулович Морозов, был страстным коллекционером. Его собрания старинного фарфора, серебра, икон, гравированных и литографированных портретов были представлены в особняке. Для коллекции икон дворовое крыло дома в 1914 г. было надстроено этажом с тремя залами с верхним светом (арх. И. Е. Бондаренко). После революции собрание национализировали, в особняке открыли Музей фарфора. А. В. Морозов не покинул страну, жил в двух нижних комнатах, занимался сохранением музея, был увлеченным экскурсоводом. Но это продолжалось недолго — в конце 1920-х гг. коллекции были разрознены и переданы в различные музеи.
Источник
 О том, кто сегодня распоряжается памятником, знаменитым своими интерьерами работы Шехтеля (камин, лестница, скульптура), охрана молчит. Проговорился сотрудник одной из обитающих в доме контор: по его словам, особняк арендует у департамента культурного наследия организация ветеранов-"афганцев". В Дни культурного наследия, утверждают охранники, сюда пускают экскурсии, однако на сайте Москомнаследия в списках доступного дом не значится.

фото отсюда
Вот еще интересные статьи о доме, усадьбе, интерьерах, коллекции.
1338403376_Podsosenskiy_pereulok (700x503, 60Kb)

Особняк фабриканта Тарасова (Спиридоновка, 30)

 
В 1907 году екатеринодарский купец первой гильдии Гавриил Тарасов купил участок на углу Спиридоновки (тогда Спиридоновская улица) и Большого Патриаршего переулка. По его заказу в 1908–1912 годах архитектор Иван Жолтовский возвел роскошную усадьбу в традициях итальянского ренессанса. Здание имеет узнаваемый прототип — палаццо Тьене в Виченце, созданное Андреа Палладио.
Интерьеры особняка в основном сохранились. Росписи потолков выполнены художниками И. И. Нивинским и Е. Е. Лансере.
Гавриил Асланович умер в 1911 году, не дожив до конца строительства. О заказчике напоминает латинская надпись на парадном фасаде «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI», что означает: «Габриэль Тарасов сделал лета Господня». Цифры с датой строительства утрачены.
Фотография 1910-х годов. Вид на Спиридоновку от Садового кольца. Предоставлена Борисом Пастернаком
Фотография 1910-х годов. Вид на Спиридоновку от Садового кольца. Предоставлена Борисом Пастернаком
Сейчас особняк занимает Институт Африки.
Источник

фото отсюда


Статья Итальянский палаццо в центре Москвы (особняк Г. А. Тарасова)

Усадьба генерала Соймонова (Малая Дмитровка, 18)

Первоначально дом был построен в 1780-е гг. знаменитым архитектором Н.А. Львовым для семьи Соймоновых. В таком виде усадьба в 1860-е гг. перешла к новой владелице, В.Д. Ладыженской, которая заказала ее перестройку российско-австрийскому архитектору Августу Веберу, весьма модному в ту пору. Тот «усовершенствовал фасады и интерьеры» в неоклассическом вкусе, не изменив общей планировки.
Стены дома на Малой Дмитровке помнят не только собрания Северного тайного общества (племянник генерала Соймонова герой Отечественной войны и ученый-метеоролог М.Ф. Митьков был декабристом, хотя жил здесь совсем недолго), но и разговоры о поэзии с участием первого поэта России. Александр Сергеевич, как считают исследователи, бывал здесь у своего друга Сергея Соболевского (библиографа, издателя и эпиграмматиста), приходившегося генералу Соймонову внебрачным сыном. Бывали и другие известные литераторы той поры. В 1830-е гг. здесь жил Александр Раевский (старший сын знаменитого генерала - героя Бородинского сражения, и сам боевой офицер): Пушкин был знаком с ним еще со времен южной ссылки и запечатлел его черты в стихотворении «Демон».
После революции усадьбу национализировали, помещения разгородили под кабинеты чиновников. В 20-е гг. в здании размещался один из комитетов Совета народного хозяйства, затем долгие годы усадьбу занимал Свердловский райком партии. В годы перестройки райком отсюда был выведен, и старинный дом передали весьма актуальной в тот момент организации - Всесоюзному обществу трезвости. В 90-е гг. борцов с алкоголизмом здесь сменили сотрудники столичного Комитета по науке и технологиям, а в начале 2000-х гг. усадьбу выкупила частная инвестиционная компания.
Источник
Недавно усадьба щедро и профессионально отреставрирована за счет инвестора — ООО "Олимпийский дом".

1338407243_usad_ba_Soymonova1 (663x501, 58Kb)
1338407273_usad_ba_Soymonova2 (661x500, 60Kb)
фото отсюда

Фото Никиты Кирсанова, 2010 год
Фото до реставрации не нашла
Ну вот, статья Н. Давыдовой закончилась. Но "изыскательскую" (в личном плане) работу можно продолжать и продолжать. Вообще-то в статье еще шла речь о посольских особняках в районе Пречистенки (без конкретики). Так что, если будут силы и время, может быть, и продолжу.
Вообще страшно увлекательное занятие! Я сначала думала: "Введу в поисковик название и адрес, посмотрю фотографии, загружу в сообщение, и - ага!" Но не тут-то было! Столько интересного обнаруживается по каждому "домику", ну и параллельно информация чрезвычайно занимательная! Читать - не перечитать, смотреть - не пересмотреть!
Эх, если бы в годы моего проживания в Москве во второй половине 70-х у меня имелась хотя бы половина той информации о ее истории и архитектуре, какую можно "нарыть" сейчас, мои тогдашние прогулки имели бы гораздо больше пользы в плане познавательности.
Конечно, материалы имелись и тогда, но были в основном достаточно специальными.
А так у меня под рукой была пара книг, да еще рассказы одной замечательной женщины, матери моей подруги, имевшей дворянские корни, москвички бог знает в каком поколении, жившей в Малом Власьевском (в те годы улица Танеевых, кстати, там по соседству тоже были интересные здания). Вот этот, например (а в соседнем доме как раз подруга жила).
1338399638_0_6fcb9_802d68c8_XL (699x466, 165Kb)
Это классический пример “послепожарного” московского дома, построенного после наполеоновского нашествия. Он построен в 1816 г.
Деревянный дом воспроизводит каменные формы позднего классицизма (ампира). Бревенчатый сруб обшит досками, имитирующими рустованную штукатурку. Лепнина предположительно сделана по модели видного скульптора Замараева. 
Дом сегодня занимает экспериментальная студия Союза Художников.
Источник
Вообще - хочу в Москву! Прогуляться хотя бы еще раз по милым переулкам. И плевать на машины. Они мне не смогут помешать.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий